Информация для вас: О ковке вообще
Хотя искусство ковки известно на Руси с древнейших времен, начало его широкому распространению было положено в XII-XIII вв. - во времена зарождения древнерусского городского кузнечного ремесла.
Узкая производственная специализация кузнецов способствовала созданию замечательных художественных произведений. Прекрасным примером русского кузнечного искусства XIII в. может служить шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного куска железа.
В XV-XVII вв. кузнечное ремесло продолжало бурно расти, в Новгороде и Москве возникали кузнечные корпорации. Кузнецы селились вместе, образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнечная слобода в Старице).
Широкое распространение кузнечного ремесла стало возможно при активном росте в этот период металлургической промышленности.
Уже в древние времена в число вещей, изготовлявшихся кузнецами, помимо оружия, входили: дверные ручки, пробои и кольца, петли дверей и ворот, замки, кресалы для высекания огня и другие виды изделий.
В народном творчестве XVIII в. привлекают внимание затейливые кованые светцы и подсвечники, кованые паникадила. Примерами высокого развития ремесла могут служить искусно выполненные ограды, перила, балконные решетки Петербурга.
Изделия, сохранившиеся в музеях нашей страны, дают полное представление об этой отрасли декоративного искусства. Они свидетельствуют о богатстве и своеобразии русской художественной ковки. Кузнечное дело, считавшееся необычным, высоким искусством, издавна было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли врачевать болезни, ворожить, отгонять нечистую силу. Профессия кузнеца казалась таинственной, связанной с магией.
Техника художественной ковки начиная с самых ранних периодов и до настоящего времени почти не изменилась. В этом можно убедиться, сравнивая как инструменты, так и готовую продукцию этого большого периода. Несмотря на большое разнообразие видов вещей, существует определенное количество технических приемов, применяемых при их изготовлении. Весь декоративный эффект ковки теснейшим образом связан с этими приемами. Лишь при ознакомлении с техникой кузнечной работы раскрывается органическая связь декора и технических приемов ковки.
|